Воспитание часто болеющего ребенка
Современная медицинская наука утверждает, что проблемы в здоровье детей напрямую связаны с организацией жизни семьи, образовательных учреждений, стилем межличностного общения и отношением к ребенку.
Проблемы в здоровье детей до 7 лет, воспитывающихся дома - это проблемы их родителей.
Критерии включения детей в группу часто болеющих ОРЗ
Возраст ребенка |
Как часто? |
до года |
4 раза и более |
от 1 до 3 года |
6 раза и более |
от 4 до 5 лет |
5 раза и более |
Старше 5 лет |
4 раза и более |
Дети часто болеют по известным причинам:
· снижение иммунитета;
· высокая частота контактов с источниками инфекций;
· низкое качество воды, воздуха и пищи;
· недостаточное питание (дефицит белка и перегрузка легкоусвояемыми углеводами);
· воздействие пыли, табачного дыма и других антропогенных факторов.
Когда ребенок часто болеет, родители должны подумать:
· достаточно ли они выразили свою любовь к ребенку;
· достаточно ли подготовили его к воспитанию в детском коллективе, имеет ли он навыки для обучения в школе и общения со сверстниками;
· достаточно ли уделили внимания к проблемам ребенка и обсудили их (иногда, чтобы получить любовь и внимание, ребенку нужно заболеть, и тогда он получает все, чего ему не хватает)
При дискомфорте в детском саду, школе, ребенок так же заболевает, чтобы не ходить туда, где ему плохо. Это распространенный прием психологической защиты ребенка от неблагоприятных ситуаций.
У ребенка до 10 лет имеет значение психологическая связь с мамой. Но при чрезмерной тревоге мамы за здоровье ребенка и его школьные успехи, эта тревожность передается ребенку, он тратит энергию на ее преодоление и чаще болеет.
Или родители переоценивают возможности и способности ребенка, обучают его в двух школах, в стремлении вложить в ребенка как можно больше знаний и умений, вводят свое дитя в хроническую перегрузку. Формируется так называемый «Синдром хронической усталости» со снижением иммунитета и работоспособности.
Нередко по ряду причин у детей наблюдается, выходящая за рамки физиологии, не синхронность развития органов и систем, дисгармония физического и полового развития. Внешне ребенок выглядит на 14 лет, а психологический возраст, при анализе его реагирования, только 10 лет - психологическая инфантильность, вследствие чего он не справляется с возложенными на них задачами. Любя родителей, ребенок пытается выполнить требования родителей сверх своих сил и надолго заболевает.
В особом положении находятся подростки 15-17 лет. Половое развитие завершается, гормонов много, регуляция функций органов и систем нестабильна, а тут еще нужно учиться по 10-12 часов.
Мы иногда забываем себя в этом возрасте и не понимаем того, что проблемы внешности (иногда единственный прыщ на лице), муки первой любви и невозможность высокого рейтинга в среде сверстников, надолго вводят подростка в дистресс, и из-за этого он часто болеет.
При недостатке заботы, неправильно подобранном пищевом рационе, нерациональной одежде ребенка, несвоевременной вакцинации, или отказе от нее, отсутствии закаливания и пренебрежении к факторам физической культуры в семье, ребенок так же часто болеет респираторными и кишечными инфекциями.
Такая ситуация чаще всего приводит к хроническим заболеваниям у детей, а следовательно, к частым пропускам учебных занятий и нервному перенапряжению ребенка. Формируется определенный стиль жизни, при котором светлые промежутки - без болезни, становятся редкими.
Избыточное сосредоточение родителей, обычно мамы, на болезнях ребенка приводит к острому переживанию ребенком своей мнимой неполноценности, и, в связи с болезнями, уходу от контактов со сверстниками в болезнь.
В наблюдении детей специалистами практикуется избыточно щадящий режим по принципу « как бы чего не вышло» и дети полностью освобождаются от физической культуры, трудового обучения, что еще больше нарушает их работоспособность.
Специалисты забывают о том, что ребенок- это постоянно развивающийся организм, в котором процессы роста и развития требуют должного энергетического обеспечения и систематической готовности к жизнедеятельности, а, следовательно, физической подготовленности и тренированности.
Особенностью организма человека и животных является потребность в движении, больше на свежем воздухе, при котором в аэробном режиме вырабатывается основная энергия для клеток - аденозинтрифосфорная кислота (36 молекул в одном цикле Кребса).
Основная часть АТФ вырабатывается в работающих мышцах и для того, чтобы ребенку хватало энергии на его жизнедеятельность, мышцы должны расти и развиваться, что они могут делать только в активном двигательном режиме
При дефиците мышечной массы нарушается кровоснабжение скелета, суставно-связочного аппарата.
При несбалансированности массы скелета, мышц и внутренних органов ребенок не приобретает необходимые для безопасности жизни правильное положение органов, физиологически правильное дыхание и активность.
Активный двигательный режим и живое общение в работе, играх и спорте с родителями и сверстниками является мощным фактором переключения, отдыха от умственного труда и источником положительных эмоций, защищающих нас от трудностей жизни, в том числе и от инфекций.
Для безопасности передвижений и профилактики травматизма многие дети не имеют должной быстроты, силы, ловкости и гибкости. Такая ситуация приводит к неадекватным действиям в обыденной жизни, травмам и насмешкам со стороны сверстников.
Особенно разрушает состояние здоровья ребенка психологическая неготовность к обучению в школе. При повышенной требовательности учителей, страхе наказания за ошибки в школе и дома, и подчеркивании его не успешности в школе, слабый ребенок будет часто болеть, а сильный перестанет посещать школу.
Итак, для сохранения здоровья детей взрослым и защиты от респираторных инфекций и других заболеваний, прежде всего, необходимо обеспечить здоровый образ жизни всех членов семьи и чистоту воздуха, воды, пищи, жилища и учебных заведений.
Основные факторы, обеспечивающие здоровье ребенка:
· гармоничное физическое, половое и нервно-психическое развитие и соответствие возраста организма календарному возрасту;
· активный двигательный режим и полноценное питание, соответствующие психофизиологическим особенностям возрастного периода.
· формирование навыков, как умственного, так и физического труда, соответствующего физиологическим особенностям ребенка в каждом возрастном периоде;
· психологический комфорт дома и в образовательных учреждениях;
· доверительные отношения между взрослыми и детьми;
· санирующий режим, отсутствие курения и других загрязнений окружающей среды.
· своевременная профилактическая вакцинация и закаливание.
Рекомендации по сохранению психического и психологического комфорта в жизни семьи.
1. Поверьте в уникальность, неповторимость и ценность своего ребенка.
2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.
3. В качестве воспитательного воздействия чаше используйте просьбу, поощрение и ласку, чем наказание и порицание.
4. Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, чаще смотрите ему в глаза, целуйте и обнимайте его. Тогда в трудной ситуации, зная, что вы его любите, будете любить всегда, ребенок преодолеет возникшие трудности и печали. Из любви к вам, он будет делать то, что вы считаете важным и необходимым.
5. Используйте в повседневном общении с ребенком фразы:
6. «Я люблю тебя», «Мне хорошо с тобой», «Я по тебе соскучился (ась)», «Я рад (а) тебя видеть», «Давай посидим вместе», «Ты с этим, конечно, справишься». «Не получилось сегодня, получится завтра», «Как хорошо, что ты у нас есть».
7. Не допускайте вседозволенность, установите, соответствующие правилам жизни четкие моральные рамки и запреты. Обсудите каждый запрет в кругу семьи и наедине с ребенком.
8. Игра является важной для ребенка, играйте с ним, придумывайте игры для выполнения домашних и других дел, вместе занимайтесь спортом. В игре вы лучше найдете взаимопонимание со своим ребенком, обучите жизненным правилам, ценностям и передадите свой опыт.
9. Если ребенок справляется со своими заданиями, не мешайте ему.
10. Помогайте ему, когда он просит.
11. Поддерживайте и поощряйте его успехи.
12. Чаще разговаривайте с ребенком (папа с сыном, мама с дочкой). Спрашивайте и выслушивайте его переживания и потребности. Делитесь и доверяйте ему свои чувства.
13. Поручайте ребенку дела, в которых он может проявить унаследованные способности и таланты, ориентируйте его на профессии и увлечения, соответствующие способностям и психофизиологическим особенностям. При возможности консультируйтесь у психолога.
14. Активно подчеркивайте и развивайте мужественность у мальчиков и женственность у девочек и бережно относитесь к детской влюбленности.
15. Контролируйте время, занятое у ребенка мультимедийными технологиями, в том числе компьютером, игровыми автоматами, телевизором и сотовым телефоном, чтобы в сумме это время не превышало полутора часов в день.
16. .Так как ребенок во сне (фазе глубокого сна с 23 часов ночи до 5-6 часов утра) исправляет все поломки в клетках органов и растет, строго контролируйте режим ночного сна и его качество.
Успехов Вам, в самом важном деле – воспитании детей!